Вход Господень в Иерусалим

В последнюю неделю Великого поста Православная Церковь торжественно празднует великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Об этом явлении повествуют все четыре евангелиста. Земное служение Христа близилось к завершению: приближался час Его великих страданий и крестной смерти ради спасения всего человечества. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств о Месии, которго еврейский народ ожидал на протяжении долгих тысячелетий.

За шесть дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму. Навстречу Ему вышло множество народа, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9; Мк. 11:9; Лк. 19:38; Ин. 12:13). Многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Люди снимали с себя одежды и выстилали путь Спасителю, другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге, приветствуя Мессию.

Народ окрылило чудо воскрешения Лазаря Четверодневного, которое Церковь вспоминает накануне празднования Входа Господня в Иерусалим. Люди были готовы верить, что перед ними действительно Мессия, о котором возвещали пророки, Спаситель, который придёт, чтобы избавить еврейский народ от рабства и власти иноземных царей. Однако мало кто из встречавших Христа хвалебными возгласами на дороге в Иерусалим был готов принять истинное спасение, которое принёс людям Господь: избавление от рабства греха и смерти.Не все смогли принять эти дары божественной милости и уразуметь, что не для земного царствования пришёл Господь. Пройдёт совсем немного времени, и восторженное «Осанна» сменится жестоким и беспощадным «распни, распни Его!»

С Елеонской горы Господь устремил свой взор на Иерусалим, со скорбью вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать Чашей Его Страданий. Он заплакал о святом граде, ибо знал, что народ отвергнет Сына Божия и погибнет, как погибает всё, что отвергает источник вечной жизни, а город будет разрушен.

И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа Господня в Иерусалим появился на Руси в X веке, а Иерусалимской Церковью отмечался уже в III веке. В древней (до X века) Иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус.Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX–XII столетий.В послеиконоборческих византийских монастырских уставах – Студийском и Иерусалимском – богослужение Входа Господня в Иерусалим в целом приняло свой современный вид.

В Православной Церкви праздник Входа Господня в Иерусалим называется ещё Неделей Ваий — от обычая встречать этот праздник с ветвями финиковой пальмы, вайи. На Руси пальмовые ветви заменяются вербой, а сам праздник называют ещё Вербным воскресением. В этот день православные храмы переполнены народом. За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Молящиеся стоят, держа в руках вербы и зажжённые свечи, встречая грядущего невидимо Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти.

Вслед за праздником Входа Господня в Иерусалим наступают самые важные дни в году — священные дни Страстной седмицы, в которые мы вспоминаем Христовы страдания.