Во все времена шли в Троице-Сергиеву лавру на поклон к преподобному Сергию Радонежскому со всей Руси: цари и князья, бояре и торговые люди, крестьяне за помощью, благословением, одобрением. Посещал обитель и князь Дмитрий Донской.
В 1830 году пешее четырёхдневное хождение « к Преподобному» совершил М. Ю. Лермонтов. Нынешние паломники с разных концов света едут сюда, в святое место, обитель Живоначальной Троицы, к мощам преподобного Сергия Радонежского-печальника земли Русской.
Так и мы, прихожане и воспитанники воскресной школы Свято- Сергиевского храма города Плавска в сопровождении священнослужителей иерея Антония Меркулова, благочинного Плавского, Чернского и Тёпло-Огарёвского округа и иерея Алексия Попова, благочинного Щёкинского округа во второй день Рождественского поста совершили замечательную, душеполезную поездку в Свято — Троицкую Сергиеву лавру — сердце православной России. Большинство из воспитанников воскресной школы в лавре впервые. Знакомство со святынями и архитектурой лавры произвели большое впечатление на всех нас.
Красива лавра ранним утром! Через Успенские ворота входим на территорию лавры. Величественен пятиглавый Успенский собор! В главном соборном храме и древнейшей постройке обители — Троицком соборе – идёт ранняя Божественная литургия. Здесь в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия Радонежского. Горят лампады. Мы молимся за Отечество.
После обретения мощей преподобного Сергия в 1422 году был воздвигнут белокаменный Троицкий собор преподобным Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому.
Разделившись на две группы, в сопровождении экскурсоводов, знакомимся с историей Троице-Сергиевой лавры. Наша экскурсия начинается от Надвратного храма Рождества святого Иоанна Предтечи, построенного в 1692-1699 годы. Далее идём в Трапезный храм, где покоятся святые мощи преподобных Максима Грека и Антония Радонежского.
Выходя из Трапезного храма, монах Аркадий интересуется, откуда мы прибыли и узнав, что тульские, глядя на изящную стройную 88-метровую колокольню Троице — Сергиевой лавры, сообщает нам от том, что часы на колокольне изобретены в 18 веке механиком — туляком Иваном Кобылиным и ни разу не ремонтировались. На колокольне в 2004 году установлен новый царь-колокол (72 тонны!).
Спускаемся к Михеевой церкви, воздвигнутой в 1734 году над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия, престол которой освящён в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей. В Троицком соборе братия обители совершает молебен с акафистом преподобному Сергию.
Мы с благоговением прикладываемся к святым мощам Преподобного и благодарим. Через стену, в придельной Никоновской церкви, покоятся святые мощи преподобного Никона, ученика преподобного Сергия, настоятеля Троице-Сергиевой лавры. Посещаем Серапионову палату, возведённую на месте, где при жизни Сергия находилась его келья.
В Серапионовой палате почивают мощи святых, бывших в разное время настоятелями обители. Идём по Соборной площади, в центре которой установлен памятный обелиск. Очень красива часовня над святым источником, сооружённая в конце 17 века, украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Это самый известный целебный источник Троице-Сергиевой лавры, обретён был в 1644 году. Часы на колокольне отсчитывают минуты. И вот почти шесть часов нашей жизни в лавре заканчиваются. Выходим из лавры через Святые врата — главный вход в монастырь, украшенные фресками о Житии преподобного Сергия.
Впереди Покровский Хотьков монастырь (1308) — место упокоения преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия, расположенный в 15 км от лавры. Автобус следует маршрутом, по которому шёл крестный ход 17 июня 2014 года из Хотькова на Благовещенское поле Сергиева Посада. Прославляя преподобного Сергия, мы почтили благодарной памятью праведных его родителей.
На вечерней службе в храме Воскресения Христова в Бутово мы почтили память невинно убиенных новомучеников и исповедников Российских в 1930-40-е годы .
Благодарим всех организаторов поездки за возможность прикоснуться к величайшей духовной ценности православного мира.
Игнатова И. Б