Духовные беседы

15 СОВЕТОВ И ИЗРЕЧЕНИЙ

АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

196651.p

1. Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом

2. У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать

3. То, что скорбите, — это хорошо, это ведь род молитвы. Только ропота не допускайте

4. В заключении у меня была истинная молитва — и это потому, что каждый день был на краю гибели

5. Последние верующие будут в очах Божиих больше первых, больше совершивших немыслимые для нашего времени подвиги

6. Болезни — попущение Божие — споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу

7. Без веры все страшно и сама жизнь — не в жизнь

8. Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни — от Бога

9. По велению Божию первое и самое важное благословение на создание семьи вы должны оба получить от своих родителей. Им о чадах дается сакраментальное знание, граничащее с провидением

10. Если на семейном совете голоса разделятся, то следует принять глас супруга во главу

11. К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего

12. Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу

13. У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое — крестоношение, это безусловно

14. Если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле
Другим говорить о Боге, когда у них ещё нет склонности слышать о Нем, не надо.

15. Бойтесь отпасть от Матери-Церкви: только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!

linija2

«АНГЕЛОВ СОБЕСЕДНИЧЕ»,
ИЛИ В ЧЕМ НАМ НЕ СЛЕДУЕТ ПОДРАЖАТЬ СВЯТЫМ

 209794.p

«Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них» (Пс. 15: 3) – такими словами одна из самых любимых книг русского человека изображает значение святых для всего человечества. Через святых Господь открывает нам Свою волю о человеке, предоставляя нам пример того, каким человек должен быть по Его замыслу. Мудрое действие Промысла Божия во все времена являет человечеству живые примеры достижения замысла, ибо «слова назидают, а примеры влекут». А в нашей церковной истории таких примеров великое множество. Вокруг отшельников (вспомним хотя бы преподобного Сергия) всегда формировался монастырь, вокруг добрых пастырей – умножались «овцы», великие архиереи своими миссионерскими трудами и благочестием христианизировали целые области, а великие правители освобождали им для этого новые земли. Так и «собиралась» Святая Русь. Трудом, мечом, но главное – примером.

В силу важности примера его всегда старались запечатлеть и сохранить для будущих поколений. Русские летописцы кропотливо описывали подвиги благочестия русских князей и монахов. Последователи великих аскетов вскоре после их блаженной кончины составляли и распространяли их жизнеописания. Так, например, ученики преподобного Сергия старательно переписывали и таким образом размножали его жизнеописание, составленное одним из них, преподобным Епифанием Премудрым. Кстати, сам Епифаний в предисловии к жизнеописанию преподобного описывает свои колебания перед написанием этого труда и тот совет, который он получил от мудрых мужей. Найдя старцев, мудрых в ответах, рассудительных и разумных, он спросил их о Сергии, чтобы разрешить свое сомнение, следует ли ему о нем писать. Старцы сказали ему в ответ: «Насколько плохо и не подобает спрашивать о жизни нечестивых, настолько же не подобает забывать жизнь святых мужей, не описывать ее, предавать молчанию и оставлять в забвении. Если будет написано житие мужа святого, то от этого будет большая польза и утешение и писателям, и рассказчикам, и слушателям; если же не будет написано житие святого старца, а знавшие и помнившие его умрут, то нужно ли такую полезную вещь оставлять в забвении и, как пучине, предавать молчанию? Если не будет написано его житие, то как узнать незнавшим его, каков он был или откуда происходил, как родился, как вырос, как постригся, как воздержанно подвизался, как он жил и каков был конец его жизни? Если же житие будет написано, то, услышав о жизни старца, кто-нибудь последует его примеру и от этого получит пользу».

Итак, возможное следование благому примеру святого человека – вот та цель, которую, наряду с прославлением святого, преследовали жизнеописатели. И в этом смысле любое житие – это духовное послание, завещание, направленное к каждому христианину. Русский человек всегда так и понимал значение житийной литературы и черпал из нее примеры для своей личной жизни. И вот на этом аспекте хотелось бы остановиться подробнее. Жизнеописания подвижников благочестия нужно уметь читать. Уметь в том смысле, что любое житие, нужно читать с рассуждением и всё, что читаешь, понимать в контексте всей жизни и учения святого. В противном случае можно превратно понять некоторые примеры из жизни святого, «поскользнуться» и шибко расшибиться.

В качестве примера уместно привести случай из жизни преподобного Серафима Саровского. В замечательном жизнеописании преподобного, составленном митрополитом Вениамином (Федченковым), описана ситуация, как Серафим (тогда еще Прохор) через два года после вступления в монастырь тяжело заболел водянкой, в результате которой он сильно распух и по большей части лежал в келье неподвижно. Настоятель монастыря, игумен Пахомий, опасаясь смертельного исхода болезни, предложил ему пригласить врача. На что «Прохор кротко ответил ему: “Я предал себя, отче святый, истинному Врачу душ и телес Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством – причастием святых Таин». Исполняя просьбу Прохора, один из старцев монастыря вскоре причастил его, после чего тот быстро выздоровел.

Осмысляя это чудесное исцеление, мы можем сказать, что чудо произошло по великой вере святого и твердому, непреклонному упованию его на милость Божию. Однако можем ли мы взять этот пример как руководство к действию на случай болезни? В чем-то, конечно, да, но в чем-то, конечно, и нет. Мы можем и должны подражать преподобному в твердом уповании на милость Божию, которая, если то будет угодно Богу, исцелит нашу немощь. Должны подражать и смиренному и терпеливому несению болезни столько, сколько изволит Господь. Но не должны подражать его поступку в этом случае – когда он отказался от любой врачебной помощи. Мы так поступать не можем. И вот почему.

Как уже было сказано, любой пример из жизни святого необходимо рассматривать в контексте всей его жизни. В случае с болезнью будущий преподобный «томил томящего его», то есть смирял свою плоть, молодую и крепкую, соделывая ее нечувствительной к греховным страстям и воздействию темных духов. По духовному действию это было то же, что ношение вериг. Духовное состояние будущего преподобного уже тогда было таково, что он духом провидел ту пользу, которую он получит от этой «вериги», и исцеление, которое придет от Бога. И это сопровождалось удивительной силой веры, терпения и мужества, которыми обладал юный Прохор.

Мы с вами вериг не носим! Не носим потому, что и так немощны и слабы, что подчас зимнее пальто кажется нам такими веригами. И как мы не носим вериги, так и в болезни мы должны обращаться к врачебной помощи, возлагая при этом, конечно, надежду на милосердие Божие, ибо исцеление – от Господа. В противном случае при ухудшении состояния мы, вероятнее всего, ослабеем в вере, возропщем, озлобимся и в результате потеряем духовный плод, который могли бы получить от болезни при умеряющем воздействии лекарств.

Понимая наше неразумие и крайнюю немощь, об этом постоянно писали наши подвижники благочестия. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в письме к одной особе, искавшей мученичества в «беспомощном» терпении болезни, писал следующее: «Без врачебной помощи, детка, тебе не обойтись. Легко сказать: “Будь мученицей”. А не будем ли мы этим отказом от медицинской помощи искушать Господа?.. Так помни, что “врачи и лекарства от Бога – врача почитай”. Обет твой необдуманный и греховный, а Господь таких обетов не принимает».

В другом месте он приводит в пример даже святого человека: «Я вам приведу в пример святого епископа Игнатия ( Брянчининова ), который всю жизнь лечился гомеопатическими средствами, и это не помешало ему стать святым. Купите лекарство, осените его крестным знамением, как и пищу осеняете, и лечитесь. Врачи и лекарства благословлены Богом на пользу людям». Игумен Никон (Воробьев)  в своих письмах также касается этого вопроса: «Если бы я имел право и силу, то я категорически потребовал бы от нее, чтобы она сделала всё возможное в человеческих силах для поправления здоровья, хотя и предоставив результат воле Божией»

Сам преподобный Серафим в таких случаях, когда его спрашивали о врачебной помощи, советовал избегать самонадеянности и идти средним путем. Некоему Богданову, сомневавшемуся относительно лечения у врачей, он дал такой совет: «Болезнь очищает грехи. Однако же воля твоя – иди средним путем: выше сил не берись: упадешь, и враг посмеется тебе. “Аще юн сый, удержись от высоких” подвигов и намерений». Смысл слов преподобного в том, что некоторые самонадеянно хотят пронести крест болезни без какой-либо врачебной помощи, способной облегчить страдания, надеясь на силу своей веры и терпение. Однако, не рассчитав свои силы, падают, согрешают маловерием, ропотом и озлоблением и вместо пользы обретают великое зло для своей души, становясь посмешищем у диавола. Поэтому нам следует идти средним путем: обращаться в случае болезни к врачебной помощи, терпеливо перенося ход лечения и возложив всю надежду на Господа.

Похожий с точки зрения духовного осмысления случай находим в жизнеописании преподобного в период его проживания в пустыньке. Дивеевская сестра Варвара рассказала следующее: «Раз прихожу я к батюшке Серафиму в пустыньку, а у него на лице мухи, и кровь ручьем бежит по щекам. Мне жаль его стало, хотела смахнуть их, а он говорит: “Не тронь их, радость моя: всякое дыхание да хвалит Господа”»Митрополит Вениамин, автор жизнеописания, указывает на причину, почему преподобный поступал таким образом. «Не в терпении тут было главное дело, а в жалении всякой твари Божией, что, по словам святого Исаака Сирина, является признаком совершенства». Признаком духовного совершенства, по учению преподобного Исаака Сирина, является, вспомним, такое состояние подвижника, когда он не может без сострадания взирать на страдание любой твари Божией и всем сердцем стремится это страдание облегчить. И Серафимово «кормление мух» было одним из проявлений духовного совершенства, которого достиг этот великий подвижник.

Означает ли это, что и мы, подражая преподобному, обязаны из сострадания кормить комаров и мух своей кровью? И означает ли то, что если мы их без жалости хлопаем, то совершаем этим грех против любви? Думается всё же, что не означает. Ибо на пути к духовному совершенству требуется соблюдать свою постепенность и не прыгать на третью ступень, не взойдя вначале на первую. Наиглавнейшей и первейшей нашей задачей является научение любви к ближнему, которая порой требует от нас не только хлопнуть комара на теле нашего ближнего, но и еще больших жертв из мира флоры и фауны. На этом этапе нашего духовного развития главное, чтобы эти жертвы приносились не ради развлечения, которое действительно может быть греховным, а во имя любви к ближнему. Да и о себе мы должны заботиться, не позволяя насекомым отравлять наш организм и отнимать здоровье, которое ой как необходимо в деле служения ближнему. Благоразумие требует от нас следовать этому совету. Кто же пренебрежет им, тот будет наказан воспалительными и прочими нехорошими процессами в своем организме.

Благое это дело – чтение жизнеописаний святых и следование разнообразным примерам из их жизни. Важно только всегда иметь при себе «ключик» – понимание того, что далеко не всякую «рубашку» святого можно примерить на себя. К делу подражания святым нужно подходить с очень внимательным рассуждением. А если тебе всё же что-то непонятно, пойди да посоветуйся со священником, благо их у нас, в отличие от преподобных, вполне хватает.

linija2

ИЗ ПРОПОВЕДИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

222823.p

Мы должны начать наш путь с храма

Неизвестно, что каждому из нас предстоит сделать в жизни. Люди зрелого возраста уже могут сказать: «Я сделал одно, другое, третье». А дети, молодежь, даже люди среднего возраста еще не представляют, что их ждет, какую искру они призваны высечь, что они призваны сделать, живя в мире, как не знала того Богоматерь, восходившая в Иерусалимский храм. Но именно то, что произошло с Божией Матерью, дает нам очень ясный и правильный план действий. И если мы хотим сделать нечто значительное не только для самих себя и своей души – а это есть спасение души и жизнь вечная, – то мы должны начать наш путь с храма.

А ведь так обычно и бывает. Мы крестим младенцев, мы приносим их в храм, быть может, до конца не отдавая себе отчет в том, что благословляем их на особую жизнь. И они получают дар Святого Духа, но нередко бывает, что из-за невнимательности родителей к духовной жизни, из-за отдаленности от Бога ребенок не возрастает духовно, не восходит, как Дева Мария, по ступеням храма, и потому главное событие, которое с ним произошло, – крещение – отрывается от всей дальнейшей жизни.

Огромное значение имеет подвиг родителей

Сегодня задача Церкви заключается в том, чтобы каждый крещеный ребенок сохранял связь с этим событием через воспитание и научение. И огромное значение имеет подвиг родителей – в первую очередь именно они должны сознавать, что несут пред Богом ответственность за то, чтобы жизнь ребенка, начавшись с храма, привела к великим свершениям и в личной, и в семейной жизни, а, может быть, и за их пределами. Но такие свершения возможны только в том случае, если есть преображение в жизни человека, связанное с храмом, с верой, с молитвой, с Богом.

Царица Небесная послужила спасению всего мира, что не дано никому из нас. Но каждому не просто дается, но и вменяется в обязанность потрудиться не только ради собственного спасения, но и ради спасения еще кого-то. Эту обязанность каждый должен сознавать. Если спас только себя, а других не спас, то и себя не спас. Собственное спасение идет нога в ногу со спасением других. А это требует от нас возвышенной духовной жизни и способности разделять с другими наш внутренний духовный опыт, делиться своей верой и, что особенно касается родителей, поддерживать крещеных детей в этом восхождении по ступеням храма к великим свершениям в жизни.linija2

КАК ЧИТАТЬ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

226595.p

В самом Священном Писании говорится: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39); «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4: 16). Как видим, чтение и изучение Священного Писания вменяется в основное делание и обязанность верующего человека.

Если христианин не обращается к Священному Писанию, то его молитва, не соединенная с чтением слова Божия, скорее всего, является монологом, который выше потолка не поднимается. Для того, чтобы молитва стала полноценным диалогом с Богом, ее надо соединить с чтением Священного Писания. Тогда, в молитве обращаясь к Богу, через чтение Его слова мы будем получать ответ на наши вопрошания.

В Писании сказано, что не хлебом единым жив человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих (см.: Втор. 8: 3). Мы должны помнить о том, что человек нуждается не только в пище физической, материальной, но и духовной. Слово Божие – это и есть пища для нашего внутреннего, духовного человека. Если мы физического человека не покормим день, два, три, четыре, станем пренебрегать заботой о нем, то результатом будет его истощение, дистрофия. Но и духовный человек может оказаться в состоянии дистрофика, если в течение длительного времени не читает Священное Писание. А потом он еще удивляется, почему у него слабеет вера! Источник веры известен: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Поэтому каждому человеку совершенно необходимо прильнуть к этому источнику.

1-й псалом начинается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1: 1–2). Здесь, в первом же стихе, нам показаны три положения человеческого тела: не ходит, не стоит, не сидит. А далее говорится, что верующий в Законе Божием пребывает день и ночь. То есть Закон Божий подсказывает нам, с кем нельзя ходить заодно, с кем нельзя стоять заодно, с кем нельзя сидеть вместе. Заповеди – в слове Божием. Читая Священное Писание, мы погружаем свое сознание в заповеди Бога. Как Давид говорил: «Слово Твое – светильник ноге моей» (Пс. 118: 105). А если мы не погружаем свое сознание в слово Бога, то мы как во тьме ходим.

Обращаясь с наставлением к юному епископу Тимофею, апостол Павел писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением и учением» (1 Тим. 4: 12–13). А боговидец Моисей, поставляя Иисуса Навина, говорил ему: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся к ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1: 8).

Как правильно заниматься изучением Священного Писания? Я думаю, что надо начать с Евангельского и Апостольского чтений дня, указания на которые есть в каждом церковном календаре – а такие календари сегодня есть у всех. В старину было принято: после утреннего правила человек открывал календарь, смотрел, какое сегодня Евангельское чтение, какое Апостольское чтение, и читал эти тексты – они были своего рода назиданием ему на этот день. А для более интенсивного изучения Священного Писания очень хорошо время поста. Обязательно надо дома иметь Библию, подобрать для себя такой экземпляр, который будет удобен для ваших глаз, который в руках приятно держать. И чтобы обязательно была закладка. И под закладку надо читать фрагмент Священного Писания от начала до конца.

Конечно, рекомендуется начинать с Нового Завета. А если человек уже воцерковлен, ему надо хотя бы раз прочитать целиком всю Библию. И когда человек будет время поста использовать для интенсивного изучения Священного Писания, это принесет ему Божие благословение. Давно замечено, что, сколько бы раз человек ни читал один и тот же библейский текст, в разные периоды жизни он открывается новыми гранями. Точно так драгоценный камень, когда его поворачиваешь, сияет то синим, то бирюзовым, то янтарным. Слово Божие, сколько бы раз мы ни обращались к нему, будет открывать нам всё новые и новые горизонты богопознания.

Преподобный Амвросий Оптинский рекомендовал новоначальным знакомиться с Новым Заветом по толкованиям блаженного Феофилакта. Эти толкования хоть и краткие, но передают самую суть текста. И в своих комментариях блаженный Феофилакт не отходит от темы. Как известно, он за основу брал творения святителя Иоанна Златоуста, но из них выделял только то, что относится непосредственно к тексту, который комментируется. Читая сам библейский текст, надо всегда под рукой иметь или Толковую православную Библию, или тот же комментарий блаженного Феофилакта, и когда что-то непонятно, обращаться к ним. Сам комментарий, без библейского текста, читать достаточно сложно, ведь это все-таки справочная литература; надо обращаться к нему, когда сталкиваешься с непонятным или сложным фрагментом Библии.

Как приучить детей читать Священное Писание? Думается, родители должны вместе со своими чадами изучать Священное Писание. В Библии неоднократно говорится о том, что именно отец должен обучать Закону Божиему своих детей. И, кстати, ни разу не говорится о том, что дети должны учиться. Это означает, что, хотят они или не хотят, всё равно с ними надо заниматься Законом Божиим и читать Библию.

Протоиерей Олег Стеняев

linija2

«ПОМНИ: БЛИЖЕ БОГА К НАМ НИКОГО НЕТ»

Преподобный Симеон (Желнин) о науке спасения

226360.p

Старец Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился в деревне Яковлевской Псковской губернии. В благочестивый дом Желниных приезжал монах Корнилий (ныне причисленный к лику местночтимых Псковских святых) и часто повторял отроку Василию: «Будешь ты монахом, будешь старец великий». Ребенком Вася услышал о жизни преподобного Серафима Саровского и, желая подражать великому подвижнику, нашел в поле большой камень и стал на нем молиться. Став молодым человеком, будущий старец поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. Настоятель обители привел его в сырую, темную келью — пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, где некогда спасался причисленный к лику святых прозорливый схимник Лазарь, и сказал: «Вот тебе келья, здесь и умрешь». Так и случилось.

До глубокой старости ревностный подвижник проводил дни в трудах и непрестанных молитвах. Был пострижен в схиму с именем Симеон, назначен духовником Псково-Печерского монастыря и около 30 лет служил в Успенском храме. Печеряне называли эту церковь «Симеонова». Когда в 1944 году немцы, готовясь к отступлению, потребовали эвакуации всех насельников обители в Германию, отец Симеон возглавил молитву братии, продолжавшуюся всю ночь. Наутро обстановка на фронте изменилась, немцам пришлось отступать, и обитель была сохранена.

Старец Симеон стяжал дары духовного рассуждения, исцеления страждущих, прозорливости. Он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Сохранилось множество письменных свидетельств людей, чудесным образом исцелившихся и получивших утешения в скорбях по молитвам преподобного Симеона. Урок смирения и послушания явил старец даже в своей блаженной кончине. По откровению от Господа он ждал смерти 15 января 1960 года — в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря забеспокоился и просил отца Симеона помолиться Богу об отсрочке его кончины, чтобы им не погребать старца под праздник Крещения. «Хорошо, — ответил ему смиренный старец, — ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему». Так и вышло: почил старец в Крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения. В 2003 году иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых Псково-Печерских. Его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.

Все науки — ничто без науки спасения

«Все науки и знания суть ничто без науки спасения».

«Плотская жизнь — плыть по течению и любоваться по сторонам; духовная же жизнь — против течения: труд беспрерывный, иначе отнесет куда».

Помни: с нами будет только то, что определил Господь

«Чему не помочь, не изменить — нечего о том и беспокоиться (житейские обстоятельства); о грехах беспокойся».

«Помни: с нами будет только то, что определил Господь».

«Верь в Промышление Божие — сам не сочиняй ничего, живи — как Бог дал и кем ты есть; как можно, очищайся от страстей, молись, заповеди соблюдай, кайся».

«Думай: хочу того, чего Бог хочет…»

Как правильно обращаться с людьми

«Обращаясь с людьми, будь таков, каков есть, — ни прибавь, ни убавь».

«Не всякому слуху верь; не всего, что видишь, — желай».

«Не всё, что можешь, — делай, но только то, что должно; чего не знаешь — не утверждай и не отрицай, а паче вопроси».

«Будь кроток, а не продерзлив, молчалив больше, нежели говорлив».

«Ко всем будь ласков, но ни к кому не будь ласкателен».

«Начинай что, лишь испытав свои силы».

«В несчастии — не унывай, в счастии — не расслабевай (земное счастье непостоянно, чередуется с огорчениями)».

«Служи — кому только можешь; будь человеколюбив — будешь любим Богом и ближним; оскорбившему тебя — прости».

«Внимай себе, а не массе народа. Они — как море шумящее. Как перед лицом смерти окажешься один — так и всегда будь сам в себе целиком».

«Не верь словам своим и чужим, верь делам своим и чужим».

Как вести себя с враждующими против тебя

«С враждующими против тебя веди себя без человекоугодия, боязни, смущения — по Христу, смиренно, твердо, снисходительно, иногда, когда необходимо, даже и резко. Один Бог и их создал, и тебя, всем предстоит умереть, не обращай внимания на искушающих тебя. Сами по себе ничего не могут — пешки».

«Будь кроток, тверд; крестись всюду».

«Думай так: извиняю, прощаю всех, мне чем-либо насоливших; прости, Господи, нас всех и спаси. Почитай и уважай по-прежнему и оскорбляющих тя; раскается он, может быть, потом. Будь очень благодарен ему — способствует он твоему Спасению — Божиим Промыслом».

Лучше замечать в других добродетели, а в себе находить грехи

«Не критикуй других, старайся ужиться с ними, иди им навстречу, потерпи их, будь ласков и приветлив, живи для всех, ближнего делай счастливым, смиряйся, промолчи, будь участлив — ради Бога, почтителен».

«Будем лучше замечать в других добродетели, а в себе находить грехи».

«Нельзя касаться чужой жизни — своих грехов не увидишь».

«Ты не знаешь мыслей человека или что он в следующий момент сделает — и не суди о нем, не говори плохого о нем».

«Не верь, что худ брат, но верь, что ты не хорош, — извини его, снисходи к нему, его добро найди, свою же — гниль».

Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым

«Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние его неизвестно».

«Осуждающий вредит троим: себе самому, слушающему его и тому, о ком говорит».

«Чтобы приучить себя никого не осуждать, нам надо сразу же помолиться о согрешающем, дабы Господь исправил его, надо воздохнуть о ближнем, дабы вместе с тем воздохнуть и о себе».

«Возьмем одно правило для себя: осуждающим не верить. И другое: никогда не говорить худо об отсутствующих».

«Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым, ибо добрый помышляет доброе, а злой злое».

Ближе Бога к нам никого нет

«Что рыба в воде — то человек должен быть в Боге».

«Цель жизни — стяжать Духа Святого».

«Помни: ближе Бога к нам никого нет… При слове “Бог” любовью наполняйся».

Господь держит того, кто держится Его

«Думай: держит мя в Своей руке Господь, посему я еще похож на человека. Попустит Господь — и сделаешься хуже скота и злее беса».

«Покров Божий над тобою. Знай: бесы есть — многи, но бессильны они — без попущения Божия. Господь держит того, кто держится Его».

«Благодари Бога — и вновь получишь то благо, за которое благодаришь».

Недостаточно ограничить себя уклонением от зла — надобно делать и добро

«Могут быть прощены грехи твои многие, если за тебя будет много молящихся, — делай добро, пока не поздно, люби всех».

«Чтобы соделать спасение своей души, недостаточно ограничить себя одним уклонением от зла. Но надобно делать и добро».

«Легкая добродетель — милосердие, когда проявляется оно как снисхождение к ближним».

Смиренный делает добро тому, кто делает ему зло

«Смирение же состоит в том, что человек признаёт себя грешником, не делающим никакого добра перед Богом, смирение — это когда он тщательно соблюдает молчание, когда не усиливается, чтобы кто-либо принял его слова, когда он отвергает собственную волю, воздерживается от лжи, не произносит пустых слов, старшему не противоречит, терпеливо переносит бесчестие и понуждает себя переносить труд и скорби».

«Истинно смиренный, если и имеет какие от Бога дарования: молитву, или слезы, или пост, или что иное, — всё сие тщательно скрывает, ибо похвала людская, как моль или ржа, всё изъедает».

«Смиренный делает добро тому, кто делает ему зло».

Для души еда вкусная и многая — бесполезна: здоровье портит, тело тяготит

«Воздержный живет здорово, долговечно и хорошо».

«Если борют страсти — в пище воздержись, а если ослабевает тело — пищей подкрепись».

«Следует есть по аппетиту, но не пресыщаться. Думай: потом доем, вскоре, — и отложи. Взгляни в клозет — там всё и сгниет. Для души еда вкусная и многая — бесполезна. Здоровье она портит, тело тяготит».

«Скотина тебя (тело твое, чувства) — а не ты (разум твой) скотину должен слушаться».

Не всякое дело угодно Богу, а только сделанное правильно с рассуждением

«Не всякое дело угодно Богу, а только сделанное правильно с рассуждением. Например, можно поститься, но с ропотом на пост, или на пищу, или на приготовителя пищи; можно поститься, но осуждать непостящихся, поститься и тщеславиться постом, языком обижать ближнего. Можно терпеть болезнь или скорбь, но роптать на Бога или людей, жаловаться на свою участь… Такие “добрые дела” бывают неугодны Господу, так как делаются без рассудительности».

 

«Мужественно неси свой крест — свой характер».

«Хочешь подвижничать? — [однако] живи как все. Подвиги к прелести приводят, трудно излечимой. Дело делаешь — голова работает, и слава Богу».

«Главное, каяться в грехах, раскаяние; за всегдашнюю борьбу Господь только помилует, а не за “исправность”, которой не имеешь и не будешь иметь (а если и будешь иметь — возгордишься)».

linija2

КАК ХРИСТИАНИНУ НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ

СРЕДИ НОВОГОДНЕЙ СУЕТЫ

Советы священников

Приближается великий и светлый праздник Рождества Христова, в преддверии которого мы постимся, молимся и всячески готовимся к достойной его встрече. В наше время христианину всё труднее настроить себя на внимательное переживание этого праздника. Всему виной предновогодняя суета, безудержный «шопинг» и мысли о том, где и как отметить гражданское новолетие. Как среди всей этой мишуры не растерять приобретенное за пост и в максимальной полноте прочувствовать радость Рождества Христова? 

«Бог принял на Себя человеческое естество,
чтобы вывести нас из рабства греха,
а мы празднуем очередной виток Земли вокруг Солнца»

– Окончание календарного года связано с массой переживаний: необходимо срочно успеть доделать все дела, спланировать отдых, купить всем подарки, запастись продуктами и напитками, нарядить елку, посетить корпоративы, решить, к кому ехать в гости, где встречать Новый год и прочее, прочее, прочее. Когда уж тут задумываться о Рождестве Христовом!

Но если мы все-таки решим отбросить от себя всю мишуру и задумаемся, с какими «наступающими праздниками» мы друг друга поздравляем, то сначала стоит обратить внимание, насколько несопоставимы масштабы этих праздников с приготовлениями к ним. Мы отмечаем очередной виток Земли вокруг Солнца, забывая о том, что Бог, Сотворивший наш мир, пришел к людям, чтобы стать Одним из нас, не переставая быть Богом. Чтобы принять на Себя человеческое естество и вывести всех людей из рабства греха. Не стоит уподобляться путнику, который, совершая свое путешествие, видит лишь холмик перед собой и не обращает внимания на высочайшую гору позади него. Вряд ли, настроившись подняться на холм, он будет в состоянии покорить и вершину горы. Мореплавателю, собирающемуся в дальнее плавание, необходимо быть готовым к тому, чтобы переплыть не бухту, в которой стоит корабль, а океан, простирающийся за этой бухтой. Так и мы, приготовляясь к праздникам, прежде всего должны готовиться духовно к празднованию Рождества Христова.

Рождественский пост настраивает нас на более внимательное отношение к празднику Рождества Христова. Пост – это период, когда мы больше времени уделяем духовному содержанию своей жизни: чаще читаем духовные книги, посещаем богослужения, исповедуемся и причащаемся.

Богослужения в период Рождественского поста и сами по себе готовят нас к празднику: на службах всё чаще начинают звучать рождественские песнопения. А в храмах идут активные приготовления: проводится генеральная уборка, где-то сооружаются рождественские вертепы, а дети и взрослые разучивают колядки для проведения рождественских представлений. Первые дни января – память известных и почитаемых святых: мученика Вонифатия, преподобного Илии Муромца, праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Петра Московского, великомученицы Анастасии Узорешительницы и многих других. В эти дни верующему человеку сложно сослаться на работу, усталость, дела и прочее, что обычно мешает быть в храме. Надо пользоваться моментом, насыщаясь духовной радостью.

Это время также нужно и важно посвятить своей семье: после храма вместе покататься на лыжах, сходить на каток или горку. Можно совершать небольшие путешествия. Сейчас дети пресыщены многочисленными представлениями, новогодними елками и прочими увеселениями. Лучше наполнять их время более полезными, но не менее интересными занятиями. На Рождество хорошо собираться всей большой семьей: бабушкам, дедушкам, дядям, тетям, братьям и сестрам. Хорошо, если есть такая традиция.

 

Самое главное в Рождестве не «советское застолье» с оливье и шампанским, не дарение многочисленных подарков, а Богослужение и Евхаристия. Только там, в храме, в эту светлую ночь можно почувствовать физически, как меняется пространство вокруг нас, как раздвигаются границы времени. Мы живем в такое время, когда нет гонений и запретов, когда никто не устраивает партсобраний с разбором поведения тех, кто праздновал Рождество, когда не составляются списки «замеченных» на Рождественском богослужении. Но при этом праздник Рождества Христова пройдет мимо души и ума огромного числа крещеных людей, не затронув их повседневного бытия.

Лучший ответ на вопрос «Как праздновать?» дает святой Ефрем Сирин: «Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это – день благоволения, да удержится же всякая лютость; это – день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это – день, в который Бог нисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником…»

line