Недействующие храмы

Церковь Всех Святых г. Плавск

Кладбищенский комплекс, находящийся ныне на улице Октябрьской, а ранее — в слободе Поповка. вдоль старо-мценской дороги, включает в себя в том числе и входные ворота с колокольней, и здание богадельни слева от них.

В 1880 году на средства князя С. С. Гагарина и купца И. С. Сазонова был заложен, а в 1892 году освящен кладбищенский храм во имя Всех Святых. Это тоже, в своем роде, уникальное по композиции здание. Оно выполнено в чертах эклектики с элементами псевдорусского стиля. Главный четырехгранный объем, увенчанный пятью глухими главками, окружен галереей по всему периметру. Галерея представляет собой аркаду с опиранием арок на сдвоенные необычной формы полуколонны, точеные из белого камня; с восточной стороны галерея перетекает в трехчастную аспиду. Под всем объемом, включая и галерею, церковь имеет сводчатый подклет, в котором были устроены, в том числе, и печи, обогревающие храм. По всем сторонам четверика основного объема устроены окна «под русское барокко», которые давали свет центральной части храма.

К сожалению, ныне Всехсвятская церковь бесхозна. Несколько раз пытались начинать ее реставрацию, но не хватало средств, не было ясности, как использовать здание после реставрации. Колокольня и ворота Всехсвятского кладбища

В 1930-е годы, увы, разрушили колокольню, выстроенную несколько позже храма в псевдорусском стиле. Двухярусная, квадратная в плане, увенчанная глухой главкой на высокой ломаной кровле, эта колокольня со старо-мценской дороги представляла целостную композицию с расположенными в глубине кладбища храмом. В первом ярусе ее были устроены главные проезжие ворота. Справа от колокольни находились ворота кладбища, построенные одновременно с возведением Всехсвятской церкви.

Эти ворота сохранились поныне и находятся не в самом лучшем техническом состоянии. Их композиция — трехчастная, симметричная. На боковых ризалитах завершение сделано в виде аттиков, над центральной частью — треугольной фронтон с утраченной ныне закладной иконой.

Основание самого кладбища можно отнести, скорее ВСего к первой трети XIX века, ибо на известных нам картах и в описаниях конца XVIII века мы его не встречаем. До закладки нового кладбища хоронили на старом погосте в Крапивенской слободе: там после демонтажа старой деревянной церкви была выстроена часовня.

lapti-iz-trubochek

Бабурино. Церковь Казанской иконы Божией Матери

Село Богородицкое-Бабурино лежит на правом берегу реки Плавы, в расстоянии от г. Тулы 70 верст и уездного города Черни 40 верст. Местоположение села в гористой, сухой местности, обильной ключевою и проточною речною водою, вполне благоприятной для здоровья.

Приход Богородицкий составляют: село Бабурино и деревни: Бабурино-Ляпуновка, Есипова-Раевка, Ивановское, Бутырки-Починина, Бутырки, Ольгино и Красовка Крапивенского уезда. Общее население прихода простирается до 1500 душ крестьян муж. пола и 1500 жен. пола. Существующий в селе Богородицком каменный храм считается третьим со времени основания прихода. На этом основании можно полагать, что Богородицко-Бабуринский приход имеет за собой, по крайней мере, двухсотлетнюю древность. Название Богородицкого дано ему по храму во имя Казанской Божией Матери, а Бабурино, нужно полагать, по фамилии бывшего владельца этого села.

Упомянутый выше каменный с колокольнею храм построен в 1819 г. на средства прихожан и сторонних благотворителей, при деятельном участии местного помещика Петра Андреевича Филимонова. В настоящем своем виде храм трех — престольный, с главным алтарем во имя Казанской Божией Матери и приделами: правым в честь св. вмчк. Никиты и левым в честь св. Александра Невского. Первые два из этих алтарей устроены были одновременно с постройкою храма, а последний в 1867 г. Позднее, в 1871 г. храм, главным образом купол и трапезная часть его, был перестроен и приспособлен к отоплению в зимнее время, а в 1881 г. обит снаружи железом, окрашенным масляною краскою, а внутри украшен постенною живописью. В обновленном своем виде храм производит впечатление вполне благоустроенного и благолепного церковного здания. Иконостасы в нем трехъярусные, резные, вызолоченные червонным золотом; на иконах есть много серебряных риз и при них серебряных лампад; даже массивное паникадило храма цельного серебра. Вообще, это лучший городской, а не деревенский храм.

Особо чтимою в приходе почитается храмовая икона Казанской Божией Матери, принесенная, по преданию, более 200 лет тому назад из Казани помещиком Филимоновым. Икона эта, почитаемая чудотворною, привлекает много поклонников не только из среды прихожан, но и из окрестных мест. Хранится она под особым изящным балдахином, в серебряно-позлащенной ризе. Пред иконою горит неугасимая лампада.

На содержание храма имеется капитал 2800 руб. Причт церкви состоит из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков, постоянными средствами содержания их служат проценты с причтового капитала 3500 руб. и церковная земля в количестве усадебной 2 десятины 300 сажень, полевой 39 десятин 2040 сажень, из ней 3 десятины неудобной. Почва земли различная: есть каменистая и глинистая, есть суглинистая и черноземная.

При церкви села Бабурина с 1876 г. состоит церковно-приходское попечительство, деятельность которого выразилась в устройстве церковно-приходской школы и в учреждении ссудной денежной кассы, имеющей целью устройство церковной богадельни.

В приходе села Бабурина две школы: первая – церковно-приходская открыта в 1876 г., а вторая – начально-народная школа состоит в сельце Есипове, открыта в 1882 г. землевладелицей Ольгой Ивановной Гербель и обеспечена капиталом учредительницы в 7 тысяч руб.

lapti-iz-trubochek

Частое. Церковь Иоанна Предтечи

«До начала XX века село называлась «Частые Колодези», по толкованию тульского краеведа XIX века П.И.Малицкого, — от множества родников, которые располагались здесь. К началу XX века название стало усеченным и в простанородье звучало как «Частое». По перепесной книге 1677 года в селе Частые Колодези уже действовал Ивановский храм, построенный во имя Иоанна Крестителя помещиками Степаном Петровичем и Никитой Петровичем Вельяминовами. К 1761 году храм обветшал, вместо него был выстроен новый, тоже деревянный, — по данным П.И.Малицкого, при особом старании иеромонаха Авраамия и сержанта А.И.Черкасова. В его строительстве также принимали участие помещики: майор князь Пётр Фёдорович Тюрякин и капрал Фёдор Васильевич Зиновьев. 28 октября 1902 года прошло освящение двух престолов в новом каменном храме. «

lapti-iz-trubochek

Сорочинка. Церковь Димитрия Солунского

Сорочинка-Дмитриевское. Село отсто­ит от г. Тулы в 60 в. и в 35 в. от г. Крапивны, расположено в открытой безлесной местности при речке Сороченке, которая летом совсем иссякает, так что жители принуждены доволь­ствоваться водою колодезною, по временам гнилостною, загрязненною. Свое первое на­звание село заимствовало от упомянутой реч­ки, а Димитриевским оно называется по имени храма, освященного во имя святого Димитрия Солунского. Об образовании прихода истори­ческих сведений не имеется. Известно только с достоверностию то, что до 1793 г. он уже су­ществовал, так как около этого времени была устроена уже деревянная церковь. Прихожан м. п. 1391 и ж. п. 1410 д. Б последнее время меж­ду ними начало пропагандироваться пашковское учение благодаря брошюркам, раздавае­мым в больнице князя Гагарина больным, ко­торые и разносят их по своим селениям. Кроме села Сороченки, в состав прихода входят следу­ющие селения: сельцо Боняково, дер. Богдановка, дер. Савватеевка, дер. Масловка и три хуто­ра различных владельцев. Приходский храм во имя св. великомученика Димитрия Солунского — деревянный с таковою же колокольнею, крытый железом; построен в 1793 г. тщанием и ста­ранием бывших помещиков Петра Андреевича Михнева и Екат. Никит. Дурасовой. Приделов в нем два: во имя Знамения Божией Матери и преподобного Феодосия Тотемского. Этот по­следний придел устроен в 1854 т. при расшире­нии храма тщанием помещицы Евдокии Сер­геевны Кавериной. Изменения храма за все вре­мя не отличались существенным характером и касались преимущественно его внутренней части. В храме находится издавна чтимая икона Почаевской Божией Матери и существует оловянная дарохранительница, которая как древ­ность хранится в церковной библиотеке. При храме находится в ограде каменная часовня. На содержание храма есть капитал в 7150 р. биле­тами и 860 р. наличными.Причт церковный состоит из священника, диакона и псаломщика. В его пользу име­ется капитал в 150 р. Усадебной земли 2 дес, полевой 36 дес. В селе Сороченке есть школа грамоты. Такие же школы открыты в д. Бонякове и в д. Богдановке.

lapti-iz-trubochek

Скородное. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Скородное. Село Скородное лежит при верховье реки Плавицы, в гористой мест­ности, в 82 вер. от г. Тулы и в 25 в. от уездного Черни. В состав прихода входят: село Скород­ное, сельцо Скородное и деревни: Скородная, Присыпки, Александровские Выселки, Реп­ное, Ольховец, Жадома, Гремячево, Ладино и Захлебовка с населением 1573 душ крестьян мужского и 1810 женского пола.

О происхождении прихода села Скородного не сохранилось никаких историче­ских и хронологических данных. Из храмозданной грамоты, выданной при постройке ка­менного храма, видно только то, что ранее 1794 года (времени постройки последнего храма) в с. Скородном храм был деревянный. Но когда и кем он был устроен и был ли первым с осно­ванием прихода, сведений об этом нет. Неиз­вестно также, отчего приход получил свое на­звание: полагают, что назван он так по урочи­щу, на котором три рядом расположенные в верховье р. Плавицы селения (село, сельцо и деревня) носят одно и то же название Скород­ное. Существующий в селе Скородном камен­ный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы построен на средства местной помещицы, девицы из дворян Анны Иванов­ны Ботвиньевой.

В период времени 1850 — 1889 год храм подвергался разнообразным капи­тальным переделкам и переменам. А именно в 1850 году прежний деревянный купол хра­ма заменен каменным, и трапезная часть его (с южной и северной стороны) была расши­рена на 4 аршина средствами помещика Ан­тона Антоновича Антонского, а затем, в 1854 году, средствами помещика Бориса Матвее­вича Афремова в ней был устроен придель­ный алтарь во имя Рождества Пресвятой Бо­городицы, позднее та же часть храма (трапез­ная) новою каменною постройкою была дове­дена до соединения с колокольней (1874 год) и приспособлена к отоплению на средства по­мещицы Веры Сергеевны Крюковой. Нако­нец, в 1889 году на пожертвования прихожан в настоящей устроен новый престол, за вет­хостью прежнего иконостас заменен новым, и иконы переписаны также заново, а постенная живопись реставрирована. В обновленном виде храм можно назвать вполне благоустро­енным. Постоянные средства храма: % с капи­тала в 172 р. и дарственная храму земля 12 дес.

При храме села Скородного состоят два священника и два псаломщика. Причт пользу­ется процентами с капитала в 443 руб. и цер­ковной) землею в размере 36 дес. 1334 кв. саж. (усадебной 2 д. 694 кв. с. и полевой 34 д. 640 кв. саж., в том числе 3 д. неудобной). Кроме сего, есть дарственная причтовая земля г-жи Крю­ковой 33 десятины. Почва — частию чернозем­ная, частию глинистая.

При церкви того же села учреждены:

I) церковно-приходское по­печительство с 1868 г.;

2) церковно-приходская школа с 1885 г.

lapti-iz-trubochek

Синявино. Церковь Пантелеимона целителя

Храм великомученика Пантелеймона в селе Синявино был построен в 1874 году и назван в честь святого великомученика Пантелеймона. Храм сильно пострадал во время войны. На стенах видны следы от пуль и снарядов. Фрески не сохранились, так как вся штукатурка от времени и повреждений отвалилась от стен.

lapti-iz-trubochek

Селезнево. Церковь Сергия Радонежского

Селезнев Колодезь. Село отстоит от Тулы в 87-ми в., от Черни в 23 в., лежит в местно­сти, бедной водою; через село проходит Старо-Киевская большая дорога, а близ него линия Моск.-Курск. ж. д. О происхождении прихода сохранилось следующее сказание: местность, занимаемая селом, в 1700 г. была необитае­ма и занята громадными лесами. В этих лесах, по рассказам старожилов, были притоны раз­бойника по прозванию Селезня, который сво­ими грабежами наводил страх на окрестных жителей и особенно па жителей деревень, во­шедших потом в состав прихода села Селезне­ва. Разбойник Селезень в глухом месте, на при­горке около своего пригона выкопал колодезь, сохранившийся до настоящего времени. С те­чением времени место это было расчищено, и близ колодезя возникла деревня, получившая название Селезнева Колодезя. В 1709 г. деревня эта стала селом. В состав прихода в настоящее время входят следующие деревни: Степные Вы­селки, Наумовка, Новоселка и Хорошее Полево с населением в 700 д. м. п. и более 700 ж. п. Пер­воначальный храм в селе был деревянный, по­строенный в 1769 г. во имя преподобного Сер­гия княгиней Щербатовой. Спустя 80 лет он за ветхостию был упразднен. В 1850 г. построен новый каменный храм во имя также пр. Сер­гия; при нем одновременно устроен теплый придел во имя Казанской Божией Матери. По­строен храм на средства князя Щербатова, но строитель за смертию не успел довести храм до желаемого благолепия. Из икон храма особен­но почитается икона Божией Матери, называе­мая Обрадованною. Причт состоит из священника и псалом­щика. Церковной земли имеется: ус. 3 д., се-нок. 3 д., полевой 30 дес. В приходе существу­ет с 1870 г., хотя и с перерыв., земская школа.

lapti-iz-trubochek

Рождествено. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Храм в селе Рождествено перестраивался 2 раза. Первый раз храм перестроен помещиками де Санти в 1780-ые годы, затем ко второй половине 19 века храм пришел в ветхое состояние и был перестроен в 1891 году стараниями купца Сергея Емельяновича Соломина, который в 1891 году заложил новый храм, развалины которого мы видим. Купцы Соломины в 1890-ые годы имели купчую землю и усадьбу в соседней с селом Рождествено — деревней Новая Слободка, Лочиново тож.

lapti-iz-trubochek

Рахманово. Церковь Троицы Живоначальной

В приходе: с. Рахманово, Новотроицкое тож, д. Новоселки (Молочные Дворы), д. Орлики. Время образования прихода не установлено. Каменная церковь построена в 1799 г. на средства помещицы Параскевы Васильевны Рахмановой, окончательно завершена в 1808 г. на средства кн. Сергея Сергеевича Гагарина. Два престола: главный — во имя Святой Троицы, в приделе — во имя сщмч. Тимофея, еп. Прусского.

lapti-iz-trubochek

Ново-Никольское. Церковь Николая Чудотворца

В приходе: с. Новоникольское-Ольховец (Альховец), д. Бутырки, д. Волчий Хутор, д. Курокино, д. Новоархангельское-Шепелевка, д. Новопавловка, д. Новые Прудки-Липецкие Выселки, д. Особняки, д. Самаринский Хутор. Приход открыт в 1796 г. с устройством каменного храма помещиком Николаем Ефимовичем Мясоедовым. Три престола: главный — во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского, в трапезной в правом приделе — во имя прп. Сергия Радонежского и в левом — во имя пророка Илии .

lapti-iz-trubochek

Мещерино. Церковь Рождества Христова

Рождествено-Мещерино. Село Рож­дествено-Мещерино расположено по обеим сторонам реки Плавы, в гористой мест­ности, в 68 вер. от г. Тулы и в 35 вер. от уездно­го — Черни. Приход его составляют: село Мещерино, сельцо Красное, Тюренка и деревни: Березовка, Высокая и Урусово (Крапивенско­го уезда) с населением до 1000 душ крестьян муж. и 1000 жен. пола. Занятие жителей — зем­леделие и отхожий промысел для заработков. О времени основания Рождественского прихо­да трудно сказать, что-либо определенное за неимением каких-либо точных исторических справок. Существующий ныне в названном приходе Рождественский храм, построенный в царствование Екатерины II в 1766 году, не может служить памятником глубокой древ­ности прихода уже потому, что наряду с ним (храмом) сохранились до сего времени ясные следы постройки других, когда-то бывших здесь храмов, неизвестно почему упразднен­ных, но, несомненно, более древних, чем на­стоящий. Гораздо легче ориентироваться в на­звании прихода Рождественом-Мещерином. Первое из этих названий, очевидно, дано при­ходу по храму, а второе по имени храмостро­ителей, бывших местных помещиков, бра­тьев — Василия и Ивана Ильичей Мещериновых. В настоящем своем виде Рождественский храм каменный, четырехпрестольный, с ал­тарями: в главном храме — во имя Рождества Христова и в трапезной в верхней части (на хо­рах) — во имя Владимирской Божией Матери, а в нижней (по правую и левую сторонам) — во имя Знамения Пресв. Богородицы и св. про­рока Илии. Первые два из этих алтарей были устроены одновременно с постройкою храма в 1766 году, а последние в 1859 и 1860 годах сред­ствами внука первого храмостроителя Ивана Ильича Мещеринова. Каменная колокольня построена одновременно с храмом. Послед­ний обнесен каменною оградой.

Причт церкви состоит из священника и трех псаломщиков (два из них сверхштатных). Притч пользуется % с капитала в 400 р. и цер­ковного землею в размере 401/2 десят., из них усадебной 2 1/2 дес, полевой 36 д. и неудобной 2 д. Почва земли — отчасти черноземная, отчасти глинистая и песчаная (по берегам р. Плавы). При церкви Рождественского прихода с 1885 года существует церковно-приходская школа.

lapti-iz-trubochek

Красное. Церковь Богоявления Господня

В 1728 в с.Красное был построен храм во имя Богоявления Господня и село имело двойное название «Богоявленское – Красное тож». Храм построен был в два этажа, верхний предназначался для службы, нижний- подвальный служил кладовой для прежних помещиков, которые складывали в него всякую домашнюю провизию. Местно-чтимою иконой в этом храме считалась икона Божьей Матери, именуемая Троеручецей, окрестными жителями она почиталась за чудотворную, и на поклонение к ней стекалось огромное число богомольцев не только из ближних, но и из дальних селений.

lapti-iz-trubochek

Камынино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В XVIII-XIX веках название села было двойное и звучало так: «Село Покровское – Камынино тож». «Покровское» пошло от церкви «Покрова Пресвятой Богородицы», «Камынино» — от фамилии помещиков-владельцев. К 1722 году здесь уже имелась деревянный храм. С 1888 году при храме открылась церковно-приходская школа.

lapti-iz-trubochek

Большие Озерки. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Деревянный приходской храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св.великомученицы Параскевы существовал до конца XVIII века. Из-за его ветхости в 1793 году началось строительство нового каменного храма на средства помещика Михаила Николаевича Соковнина, освященного также во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. До 1888 храм не имел придело, колокольня стояла отдельно от него на расстоянии 17 аршин; затем она была соединена с храмом стенами. Помещение расширилось, благодаря чему был устроен придел во имя Св. великомученицы Параскевы. Резное изображение великомученицы пользовалось особым почитанием у прихожан, выносилось во время крестного хода на так называемый прощёный колодезь, где, по преданию, эта икона явилась. Существовавшая в селе с 1862 года школа грамоты в 1893-м преобразована в церковно-приходскую.

lapti-iz-trubochek

Покровское 1-е. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

покровское.jpg

Село Покровское на Плаве расположено при реке Плаве, в 80 верстах от г. Тулы и 40 верстах от уездного Черни. Приход этого села составляют: самое село, весьма значительное по населению, и деревни: Моховое, Островки, Красное, Подосинцево, Феодоровское, Смирная, Михайловка, Обраски и Новоселки. Численность прихожан простирается до 1490 душ крестьян муж. пола и 1620 жен. пола.

Первоначальное образование Покровского прихода относится во времени царя Алексея Михайловича, приблизительно к половине XVII столетия. Заселение прихода, а равно и устройство в нем храма, принадлежит стольнику упомянутого царя, князю Волконскому, получившему в бывшей пустоши села Покровского жалованную Государеву землю. Свое название приход получил по храму, устроенному во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм этот был деревянный, с двумя придельными алтарями во имя Всех Святых и св. вмчц. Варвары.

В начале настоящего столетия около 1808 г. он сгорел и, в замен его, в 1818 г. устроен новый каменный, существующий и теперь. Храмостроителями были местные священники Иаков Димитриев и Иаков Лаврентьев, при дружном содействии всех прихожан и особенно помещицы Александры Алексеевны Ивановой. По образцу и в память прежде бывшего храма, в новом храме устроены 3 престола с алтарями: в настоящей — во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в трапезной, с правой стороны во имя Всех Святых, а с левой во имя вмчц. Варвары. Позднее, в 1840 г. устроен новый придельный алтарь, под колокольнею, во имя св. Митрофана Воронежского, на средства помещицы Параскевы Матвеевны Чижовой и княгини Пелагеи Алексеевны Аникеевой. В таком виде храм оставался до 1876 г., когда последовательно были переделаны и заменены новыми три иконостаса: в настоящей – в 1876 г. на средства купца Тихона Васильевича Белобородова, стоимостью до 2100 руб., и в трапезной — в 1882 г., на средства помещицы Екатерины Николаевны Александрович и того же благотворителя, купца Белобородова. Другим капитальным переделкам, за исключением весьма обыкновенного ремонта, храм не подвергался.

К древностям храма относится старопечатное Евангелие 1668 г. и Синодик времен Алексея Михайловича. Причт церкви села Покровского состоит из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков. Постоянные средства содержания их: проценты с причтового капитала в 454 руб. и церковная земля в размере 36 десятин 200 кв. сажень, из них 3 усадебной, остальная полевая. Кроме того, имеется еще дарственной земли от г-жи Александрович 18 десятин. При церкви села Покровского состоят: церковно-приходское попечительство с 1880 г. и две церковно-приходских школы. Первая из них в селе Покровском открыта в 1886 г., а вторая в деревне Красной, открытая в 1887 г.

 lapti-iz-trubochek

Успенское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

успенское.jpg

Каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был воздвигнут здесь еще в 1813 году стараниями местного помещика Николая Бибикова. С тех пор и стали село именовать Успенским. Первоначальное же название — Кобылинка (в честь владевшего им помещика Кобылина).

lapti-iz-trubochek

Раево. Церковь Богоявления Господня

раево.jpg

Храм находился в селе Раево, что в 37 верстах от Черни. Свое название, село приобрело вследствие своего благоприятного местоположения, окруженного красивым лесом. В 1789 году, на пожертвования прихожан, здесь был возведен деревянный двухпридельный храм с колокольней во имя Богоявления Господня, с приделом во имя Происхождения честных древ Креста Господня.

В 1852 году храм пришел в ветхость, его разобрали, и ближе к центру деревни, на пожертвования прихожан, а особенно местного помещика Железнякова и помещицы Арсеньевой, был заложен новый каменный храм без колокольни во имя Богоявления Господня. Стройку закончили в 1864 году. Спустя некоторое время, прихожане решили пристроить придел во имя Почаевской иконы Божией Матери, что и было совершено к 1877 году. К 1880 году к храму пристроили каменную колокольню.

Штат храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Приход храма очень большой: кроме села Раево, сюда также вошли 17 деревень, что в общей сложности составляет  почти 3000 душ мужского и 3000 душ женского пола, проживающих в 615 домах. С 1852 года, при храме действовала церковно-приходское попечительство, а с 1882 года, была открыла земская кола, которая в 1886 году, была преобразована в  церковно-приходскую. В 1930 году, храм был закрыт советской властью. В годы Отечественной войны, в самом здании храма располагался военный склад. Сохранились фотографии 1963 года, на которых хорошо видны полуразрушенные купола храма. Вокруг храма церковный сад. Сад весь зарос кустами, деревья старые, корявые, гнилые, по периметру сада все перерыто траншеями времен войны. В саду есть остовы каких-то построек и подвалов. Само здание храма сохранилось вполне неплохо, колокольня тоже цела. Внутри храма  сохранились фрески. Стараниями местных жителей окна и двери храма были заделаны от попадания внутрь храма мусора и дождя.

Возле церкви находится старое кладбище. Увы, здесь уже поработали мародеры, опустошившие многие могилы и склепы. Практически все могильные плиты разбиты. Но на одном из гранитных надгробий мы смогли разобрать надпись, сделанную в 1864 году — плита была установлена в год основания самого храма. Неподалеку от церкви — разрушенная школа, построенная на год позже колокольни.

lapti-iz-trubochek

Архангельское. Церковь Михаила Архангела

архангельское.jpg

Село Архангельское упоминается в «Главах писцовых книгах Черньсково уезда» 1630-1631 г.г. в городском стану Чернского уезда: «Село Архангельское Роскотец тож под Роскотцким под Круглым под Большим лесом сверх Бруска колодезя. А в нем ц(е) рк (о) вь Архистратига Михаила…» (РГАД, оп.1, ф. 1209 (Поместный приказ), д.525, л.125).

Как говорится в церковных летописях, село занимало возвышенную местность в центре двух больших дорог, соединявших город Чернь с Новосилью и Мценск с Ефремовом. Название села, по местному преданию, произошло от урочища, получившего такое название от высохшего ручья, впадавшего в реку Роску. Потом село стало носить название Архангельское (по церкви), Ладыжино тоже (по фамилии бывших владельцев).

На территории села Архангельского находится памятник архитектуры – здание церкви Архистратига Михаила, каменное, построено в 1855-1862 г.г., вместо прежнего деревянного храма того же посвящения. Устроительницей храма на свои личные средства, с небольшим добавлением церковных средств, была девица из дворян А.В. Ладыженская. Ею же был устроен и главный иконостас в храме. В последующее время храм благоустраивался также усердием частных лиц. Так, в 1875 году в трапезной части храма помещицей Е.А. Ладыженской на собственные средства был устроен придел во имя святого Димитрия Ростовского и приобретена для этого придела вся нужная утварь.

В 1888 г. на средства чернского мещанина Ивана Семеновича Баскакова, с добавлением 800 руб. из церковных денег, был устроен другой придел во имя святых мучеников Флора и Лавра. Причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. Здание церкви раньше использовалось под колхозные мастерские. Сейчас не используется. В приходе было три школы: министерская в самом селе и в деревнях Круглом и Ишкове школы грамоты. В сельце Круглом школа грамоты была открыта в 1891 г. в наемном помещении, законоучителем был священник Алексей Базаров, а учителем – Михаил Рождественский; по отчету о деятельности Тульского Епархиального Попечительства за 1897 год в ней обучались 13 мальчиков.

lapti-iz-trubochek

Воскресенское. Церковь Тихвинской Иконы Божией Матери

воскресенское.jpg

Приход этого села находится в 96 в. от Тулы и в 16 вер. от Черни. Весь приход, за исключением,одной небольшой деревеньки Булычей, расположен по обоим возвышенным берегам р. Роски, протекающей вдоль всего прихода. Местность прихода гористая, покрытая в достаточном колличестве древесною растительностью — фруктовыми садами с липовыми и березовыми в них аллеями и небольшими разной породы лесами. До 1757 года прихода с. Воскресенскаго не существовало, и обыватели этого селения были прихожанами села Замятина в 2-х вер. от Воскресенскаго. По местному преданию, образовался по желанию помещика Ивана Яковлевича Зыбина, построевшаго храм для своих крестьян храм во имя Тихвинской Божией Матери в 1756 году. От своего храма село и получило название Тихвинскаго, под каковым названием оно больше и известно в настоящее время. Закреплением этого названия за селом содействовала, между прочим, и ярмарка которая ежегодно бывает в селе 26 июня, в день Тихванской Божией Матери. Что же касается до названия Воскресенскаго, то единственное можно было объяснить его предположением, что до образования самостоятельного прихода в этом селе, оно было приписано к приходу с Воскресенским храмом. В настоящее время в состав прихода, кроме села, входят деревни: Дмитриевка, Сомовка, Роски — Луговка тож, Булычи, и дер. Воскресенская. Всех прихожан числится муж. п. 523 и ж. пола 576. Главное занятия прихожан — крестьян — земледелие, мещан — мелкая торговля, огородничество, арендование садов. Существующий в приходе храм во имя Тихвинской Божией Матери — каменный, построен в 1756 году местным землевладельцем Иваном Яковлевичем Зыблиным на его личные средства. В трапезной части храма устроен тем же храмоиздателем предел во имя Рождества Ивана Предтечи. Храм в первоначальном виде существует до настоящего времени, за исключением иконостасов, из которых главный заменен был новым в 1853 году помещицей Любовью Ивановной Зыбиной, а придельный в 1856 г. помещиком Д.Д. Зыбиным. Особо чтимыя святыни храма: икона Тихвинской Божией Матери в серебряно-вызолоченным окладом весом 15 ф.23 зол., истинное подобие чудотворной иконы, и древний фамильный рода Зыбиных серебряно-вызолоченный крест с частями древа Креста Господня и 32 частицами мощей разных угодников Божиих; крест этот пожертвован в церковь действ. ст. сов. Георгием Яковлевичем Черняевым в 1891 г. Церковный капитал, состоящий в процентных бумагах, 3700 руб. Притч состоит из священника и псаломщика. В пользу притча получается % со 100 руб.; церковной земли — усадебной 3 дес., полевой 36 дес. Почва суглинистая. Для священника имеется церковный дом. С 1886 года в приходе открыта ц.-приходская школа.

lapti-iz-trubochek

Знаменка 1-а (Знаменское на Зуше, Кузьменки). Церковь иконы Божией Матери «Знамение»

знаменка1а.jpg

Село Знаменское, на р.Зуша лежит в 110 вер. от Тулы и в 40 вер. от уезднаго — Черни. Расположение села имеет вид полуострова, окружанного с трех сторон водой: благодаря этому, климат местности сырой, неблагоприятный для здоровья. Приход Знаменский состоит из 10 селений : села Знаменскаго и деревень: Знаменской, Никольской, Утилина, Свистовки, Чанкина, Решетова, Архарова, Неклюева и Марьина, в числе 800 душ крестьян м. и 800 ж.пола. Основание Знамескаго прихода относится к прошлому XVIII столетию, о чем можно заключить по сохранившемуся памятнику на месте бывшей здесь в указанном столетии церкви, устроенной во имя Знамения Божией Матери; почему и село наименованно Знаменским. Ныне существующий в селе Знаменском каменный храм построен в 1814 году на средства помещика Алексея Михайловича Еропкина. Он трехпрестольный, с алтарями: в настоящей — во имя иконы Знамения Божией Матери и трапезной, с правой стороны, во имя Всемилостеваго Спаса, а с левой — во имя Свят. Николая Чудотворца. Первые два устроены и осященны в 1814 году, а последний в 1818 году. Существенным переменам, со времени своего основания, храм не подвергался, исключая переделки заново левого алтаря, сделанной в 1860 году на средства помещика Павла Николаевича Сухотина. На содержание храма имеется капитал в 786 руб., часть % которого поступает на содержание притча. Притч Знаменской церкви состоит из священника и псаломщика. Церковной земли 49 1/2 десятин , из коих, 1/2 дес. усадебной и остальная полевая. При храме села Знаменскаго имеется с 1884 года церковно-приходская школа.

lapti-iz-trubochek

Знаменское (Девочкино), урочище. Церковь Спаса Нерукотворного Образа

знаменское.jpg

Село Знаменское-Девочкино занимает возвышенную, изрытую оврагами местность, по которой протекает река Чернь. От Тулы село находится в 90 верстах, от Черни – в 6 верстах и от станции Скуратово и Кресты Моск.-Курской ж. д. в 7-8 верстах. Время возникновения прихода неизвестно, равно нет возможности определить происхождение названия его Девочкиным, название же Знаменское произошло от приходского храма. В простом народе приход известен под названием Желябово, Хотянка и Пятницкое. Первые два названия произошли от фамилий бывших тут помещиков, последнее – от древнего Пятницкого храма, бывшего в приходе.

В настоящее время приход состоит из села и деревень Растопчина, Темного, Переведенной и Слободки, с населением в 653 души муж. пола и 682 жен. пола. О существовавшем когда-то в приходе Пятницком храме сведений не сохранилось. Ныне существующий в приходе храм каменный, во имя Нерукотворного Образа Спасителя, начат постройкою в 1835 г. старанием и иждивением помещицы Александры Васильевны Желябужской, при участии прихожан и доброхотных дателей. Придельный алтарь храма, во имя Знамения Божией Матери, был освящен 12 ноября 1842 г. и в нем совершалось богослужение до 1870 г., когда 28 октября был освящен и главный престол храма. Особенное участие в окончательной отделке храма принимали церковный староста, подпоручик Н. Стефанович Скребицкий и чернский купец Аленичев-Попов. Колокольни при храме нет. Причт состоит из священника и псаломщика. Церковной земли: усадебной 3 десятины, под кладбищем 1 десятина, полевой 42 десятины, под кустарником и оврагами 32 десятины.

lapti-iz-trubochek

Лужны. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

лужны.jpg

Село Лужны относится к наиболее старым населенным пунктам Чернского района. Первое упоминание о нем относится к 1630 году: «Деревня Лужны под Гроховым под Черным лесом». В селе тогда проживало десять помещиков. По преданию, название свое оно получило от места, обильного лужами, т.е. места низменного, мокрого. Через село, деля его на две половины, протекает небольшая речка Роска. В XVIII веке деревня Лужны получила статус села. Первый Успенский храм был деревянным и находился в полуверсте от деревни Коженка и был уничтожен пожаром. Следы старинного храма и сегодня отмечены древним кладбищем, действительно находящемся на территории современной деревни Коженка, носившей в 19 веке название Черноусовские выселки. Второй, тоже деревянный, храм был построен уже в самом селе Лужны помещиком сельца Сторожевое, поручиком Андреем Ивановичем Журавлевым, в 1799 году.

К середине XIX века храм сильно обветшал и на новом месте был заложен каменный храм во имя Успения Божьей Матери. Храмостроителем был местный помещик Порфирий Александрович Лавров. Родился П.А.Лавров в Лужнах 28 января 1826 года в семье отставного лейб-гвардии сержанта Александра Александровича Лаврова. Окончил Константиновский межевой институт и в 1846 году был направлен в Межевую канцелярию младшим землемером с начальным чином коллежского регистратора. В 1852 году уволился из межевого ведомства и был избиран депутатом от дворянства Чернского уезда для присутствия в Тульском дворянском депутатском собрании, затем служил Мировым посредником по Чернскому уезду. П.А.Лавров состоял на службе в канцелярии Чернского уездного предводителя дворянства до 1885 года, когда был уволен от службы с небольшим чином губернского секретаря. В родовом имении Лужны и деревне Хуторах П.А.Лавров имел 240 десятин земли. Женат был на Дарье Васильевне Мининой, дочери действительного статского советника Василия Петровича Минина, известного крепостника, Чернского уездного, а затем Тульского губернского предводителя дворянства, помещика села Велье-Никольское. В приданое за женой П.А.Лавров получил в деревнях Гниловоды и Девочкине 500 десятин земли.

Заложенный П.А.Лавровым в 1877 году каменный храм был окончен в 1884 году. Главный иконостас был устроен на средства помещицы Евфросиньи Сергеевны Глотовой. Придельные алтари храма с правой стороны во имя Всех Святых устроены в 1879 году на средства храмостроителя, с левой – во имя Святого и Чудотворца Николая, устроен в 1880 году на средства помещика Николая Филипповича Глотова. В церкви находилась особо чтимая местными жителями икона Спасителя, списанная в 1608 году с чудотворной иконы Спасителя, находящейся в Вологде. Причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. По церковным документам в 1857 году в храме было 1395 прихожан, грамотных среди них не было. Начало народному образованию в селе Лужны дало церковноприходское училище, открытое в 1886 году. На 1916 год в приходе Успенской церкви значилось 1854 прихожанина, в самом селе Лужны было 70 дворов и проживало 220 мужчин и 212 женщин. К приходу церкви села Лужны относились близлежащее сельцо Петровское и деревня Сторожевое.

Сельцо Петровское было основано 1 октября 1834 года Павлом Петровичем Годеин, так указано на памятной чугунной доске, вделанной в стену часовни, расположенной на высоком берегу речки Роски. П.П. Годеин служил в гвардии, был полковником Измайловского полка и первым директором «Гвардейской юнкерской школы». По отзывам сослуживцев, полковник П.П.Годеин был: «человек чрезвычайно добрый, снискавший общую признательность сослуживцев и офицеров». Скончался П.П.Годеин в чине генерал-лейтенанта 24 июля 1847 года в городе Воронеже, где и похоронен. Его младший брат Николай Петрович Годеин, подпоручик лейб-гвардии Гренадерского полка, участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе, был ранен. В 1819 году вступил в «Союз благоденствия», но по Высочайшему повелению этот факт был оставлен «без внимания». В 1821 году полковник лейб-гвардии Измайловского полка Н.П.Годеин был пожалован во флигель-адъютанты. Скончался 16 февраля 1856 года в Москве в чине генерал-майора. Похоронен в Донском монастыре.

Родители братьев Годеин были помещиками Чернского уезда. Коллежский советник и кавалер Петр Павлович Годеин (13.01.1746-сентябрь 1794) и его жена Елизавета Ивановна Годеин (13.03.1768-12.06.1839) похоронены у Богородицкой церкви села Новые Горки. В Петровском находилось имение Александра Максимовича Дренякина, Гродненского губернатора, генерал-майора свиты его императорского величества. Сохранились документы, из которых видно, что в 1862 году генерал жил в своем имении Петровское. Он находился в приятельских отношениях со своим соседом П.А.Лавровым и крестил его сына Александра в Успенском храме. К 1916 году в сельце Петровском было 38 дворов и 286 жителей. Входившая в приход села Лужны деревня Сторожевое название получила от своего военно-оборонительного прошлого, когда по всей южной границе были расставлены военные посты-сторожи. Впервые упоминается в 1602 году: «Деревня Сторожевая Соклокова тож под Гроховым лесом».

Сторожевое известно прежде всего тем, что в нем находилось имение Александра Ивановича Овера, профессора Московского университета, главного врача московской городской больницы. В 1852 году А.И.Овер принимал деятельное участие в неудачном лечении Николая Васильевича Гоголя. В Сторожевом А.И.Овер имел во владении до 2600 десятин земли и нередко приезжал на летний отдых. Его дочь Вера Александровна вышла замуж за известного хозяйственного и общественного деятеля князя Александра Петровича Урусова. Князь А.П.Урусов окончил Николаевское кавалерийское училище, штабс-ротмистр лейб-гвардии гусарского Павлоградского полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, с 1881 года ротмистр в отставке. В 1890 году поселился в имении жены, сельце Сторожевом Луженской волости и занялся хозяйством.

Хозяйство князя Урусова в Сторожевом было одним из образцовых в России. В имении было два конных завода, значительное количество крупного рогатого скота, развито свиноводство (продавалось до 100 свиней в год), птицеводство, было 350 рамочных ульев. Князь А.П.Урусов избирался земским начальником Чернского уезда, председателем Чернского сельскохозяйственного общества. С 1907 года был депутатом 2-й, 3-й и 4-й Государственной думы. Скончался в 1914 году. В 1916 году в Сторожевом было 53 двора и 335 жителей. Потомки князя Урусова жили в Сторожевом вплоть до Октябрьской революции. Как отмечал писатель-земляк В.Дмитревский в своей книге о Черни «Ветер в старых липах», князья Урусовы с воодушевлением встретили февральскую революцию, но в октябре 1917 года их усадьба в деревне Сторожевое была сожжена дотла.

В июле 2007 года жителем села Лужны Николаем Алексеевичем Никишиным в развалинах строения времен становления колхозов была обнаружена массивная чугунная плита с хорошо сохранившейся надписью: «Здесь погребено тело строителя храма сего, боярина Парфения Александровича Лаврова. Скончался 25 февраля 1889 года». Стараниями жителей села Лужны надгробная плита вернулась на место погребения храмостроителя. По архивным источникам Порфирий Александрович Лавров был похоронен у южных дверей построенного им храма во имя Успения Божьей Матери.

lapti-iz-trubochek

Спасское. Церковь Спаса Преображения

спасское.jpg

Село Спасское на Зуше, заключающее в себе два прихода с отдельными, самостоятельными церквами Старо-Преображенскою и Ново- Преображенскою находится в 100 верстах от г. Тулы и в 37 верстах от уездного Черни, при большой Ефремовско-Чернской дороге. Приход Старо-Преображенской церкви состоит из села Спасского 1-го (Дурново) и деревень: Усовой, Гуляевки, Красавки, Кисаревки, Глебовки и Загрядской, с населением 800 душ крестьян муж. и 900 жен. пола.

Старо-Преображенский приход получил свое начало в 1792 г. с устройством настоящего храма, по имени которого село получило название Спасского, а в отличие от другого прихода, организованного в том же селе в 1829 г., — Старо-Преображенского. Существующий с 1792 г. Старо-Преображенский храм каменный, построен на средства местного помещика полковника Алексея Даниловича Дурново. Кроме главного Преображенского алтаря, настоящей храм имеет два придельных алтаря в трапезной: правый — во имя преп. Сергия Радонежского и левый — св. Алексия, митрополита Московского. Иконостасы названных алтарей в 1820 г. заменены новыми, первый на средства поручика Александра Афанасьевича Кривцова, а последние на средства помещика Алексея Михайловича Дурново. Другим переменам, более капитальным, храм не подвергался.

При Старо-Преображенском храме причт состоит из священника и псаломщика. Церковной земли числится 52 десятины 1771 сажень, в том числе усадебной 1920 сажень, остальная полевая; земля большею частью черноземная, но есть и глинистая. В селе Спасском при Старо-Преображенской церкви с 1890 г. существует школа грамоты. Ново-Преображенский приход села Спасского, расположенный при р. Зуше, отстоит от г. Тулы на 100 верст и от уездного Черни на 36 верст.

В состав прихода входят: Хвощинское, Молчановское и Львовское общества с. Спасского и деревни: Курбатово, Ивановское, Павловское, Оршань и Никольское в числе 600 душ муж. пола. Начало самостоятельного существования Ново-Преображенского прихода становится известным со времени устроительства существующего храма во имя Преображения Господня в 1829 г. Храмостроительницей была местная помещица госпожа Мария Львова. В настоящем своем виде храм каменный, трехпрестольный. Кроме главного Преображенского алтаря в настоящей, в трапезной два придельных: правый – в честь Успения Божией Матери и левый — во имя преп. Сергия Радонежского. Никаким капитальным перестройкам, со времени своего основания, храм не подвергался, исключая обновления всех трех иконостасов, произведенного в 1872 г. и 1885 г. На починку и ремонт церкви имеется капитал 2848 руб., пожертвованный вечным вкладом храмостроительницей госпожой Львовой.

Причт Ново-Преображенского прихода состоит из священника и псаломщика. Церковной земли имеется 36 десятин, в том числе 33 десятины полевой и 3 десятины усадебной. В том же Ново-Преображенском приходе в деревне Курбатовой состоит школа грамоты.

lapti-iz-trubochek

Троицкое-Бачурино. Церковь Троицы Живоначальной

троицкое-бачурино.jpg

На территории села находится памятник архитектуры – здание Троицкой церкви, построенное в 1802-1810 г.г. на средства помещика Василия Ивановича Протасова. Из истории памятника известно, что: «До этого храма в приходе был деревянный храм проданный в село Шеламово». Памятник является образцом архитектуры эпохи классицизма начала XIX века. Церковь расположена в центре села; своими высотными объемами господствует над окружающей застройкой и ландшафтом. Здание состоит из церкви с прямоугольным в плане помещением алтаря и трапезной, примыкающей к ней с запада.

Основная часть церкви перекрыта плоским деревянным потолком. Помещения алтаря и трапезной также имеют плоские деревянные перекрытия и покрыты на два ската. Кубический объем церкви снаружи покрыт куполом с главкой. Храм построен из кирпича, фасады оштукатурены и окрашены в белый с желтым. Помимо утраченных портиков по боковым фасадам церкви, стены украшены пилястрами и профилированными карнизами по венцу стен каждого объема. В окнах сохранились старые железные решетки. Полы настланы досками. Основные габариты здания 31,5 х 12 м. В интерьере Троицкой церкви сохранился замечательный ансамбль архитектурной росписи стен гризайлью, созданный по окончании строительства в 1810 г. Гризайлевые росписи Троицкой церкви еще до революции отмечались как уникальные (Известия имп. Археологической комиссии, вып. 61, Вопросы реставрации, вып. 17, Петроград, 1916 г., стр. 230-231).

Храм имеет повреждения: утрачены колокольня (взорвана во время ВОВ) и портики, украшавшие боковые фасады церкви. Росписи в основной части церкви утрачены частично, в апсиде – полностью, в трапезной остались лишь небольшие фрагменты. В храме два придела: правый — во имя святого Спиридона, левый – во имя святого Василия Великого. Придельный алтарь – во имя Василия Великого был освящен только в 1884 году. Причт состоял из священника и псаломщика. Церковной земли имелось: усадебной 1,5 десятины, полевой 27 десятин, под дорогою 1 десятина 480 сажень и 4 десятины под кустарником. Приход состоял из села и деревень: Малой Сальницы, Большой Сальницы, Лунина, Никольского и Красного Хутора, с населением в 906 душ мужского пола и 858 — женского.

Богослужения в храме не совершаются с начала 1930-х годов. После революции здание находилось на балансе колхоза «Путь Ильича» и использовалось под зерносклад. Сейчас не используется. Ремонта и реставрации памятника не производилось. Решением Тулоблисполкома от 9 апреля 1969 г. №6-294 стр. 49 памятник принят на охрану. Категория охраны – местная. Паспорт на памятник составлен в феврале 1973 г.

lapti-iz-trubochek

Тшлыково. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

тшлыково.jpg

Каменная церковь с главным престолом в честь иконы Тихвинской Божьей Матери построена в 1901 г. священником Иоанном Андреевичем Исаковским и церковным старостой Иваном Капустиным. Придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приход образован не ранее 1733 г. (280, с. 210). В приходе: с. Тшлыково, д. Дерюжкино, д. Корытинка, д. Поляны, д. Растоки.

line